Обсуждение видео про УКЭП и текстовый вариант видео

для общения
Ответить
Булгаков
Сообщения: 348
Зарегистрирован: 27 фев 2018, 14:52
Откуда: Белгород
Статус: эксперт по ВК, ПОС
Контактная информация:

Обсуждение видео про УКЭП и текстовый вариант видео

Сообщение Булгаков »

Добрый день, коллеги! вот видео - https://www.youtube.com/watch?v=9eq8u3b-P1A

Вопросы, предложения, пожелания принимаются.

А вот текстовая составляющая этого видео:

Добрый день, коллеги проектировщики, эксперты и интересующиеся вопросом!

Сегодня поговорим о том, как теперь происходит закрепление ответственности за участниками проектирования. Под участниками понимаем застройщика, технического заказчика (если он есть), проектировщиков и изыскателей, заявителя на экспертизу, экспертов и экспертизы.

про УКЭП вообще

Ответственность закрепляется по средствам подписания соответствующим лицом соответствующего документа. В чем принципиальное отличие новой ситуации с подписанием от старой? Отличие в появлении в документообороте Усиленной Квалифицированной Электронной Подписи (УКЭП, кроме того ЭП, ЭЦП КЭП и т. д.). Её применение было введено приказом Минстроя №783/пр от 12 мая 2017г. До этого подписание документов выполнялось только вручную, после появления приказа 783/пр в правовом поле появился электронный документооборот с отменой бумажных документов, за исключением документов, составляющих гостайну.

В процессе работы экспертом и ГИПом по экспертизе было замечено, что не все участники процесса понимают, как работает УКЭП, в чем её отличие от предыдущего бумажного варианта и почему это важно. Вот с этими моментами и разберёмся. Что у нас было раньше?

Докомпьютерные времена подписания документации

Мне повезло поработать в проектном институте, как раз на излёте бумажной эры проектирования, в Белгороде это был 2007й год, у нас в проектном институте ещё были люди, которые чертили вручную. Раньше, до перехода к массовому использованию компьютерной техники и в процессе перехода, у нас были бумажные версии исходно-разрешительных документов (градплан, ТУ, ТЗ и так далее), подписанные соответствующими организациями, проектная документация, подписанная вручную проектировщиками, заключение экспертизы, прошитое и пронумерованное, подписанное вручную экспертами. Тут всё ясно, кто подписал, тот и несёт ответственность. В данном случае я не беру в расчёт нынешнее "свободное" отношение к тому, чтобы подписать что-то за кого-то. В общем случае каждый расписывался за себя, подписи не "подделывали", если нужно было за кого-то расписаться, то, как правило, ставили косую черту и за человека расписывался кто-то другой, кто имел на это право и своей подписью.

Переходный период и подписи

Затем, какое-то время, наверное, в разных регионах по-разному, начался период, когда уже экспертиза перешла на приём файлов на проверку в формате пдф. У нас это было где-то году в 2012м. Но, при этом, не было нормативки, устанавливающей требования к оформлению электронных документов. Получилось, что технический прогресс по факту обогнал нормативное сопровождение. Возможность отказаться от бумаги и перейти на электронку уже есть, а действенных правил по оформлению электронной версии проектной документации для передачи на экспертизу ещё нет. Оговорюсь, что был конечно ГОСТ 2.051 2013го года, а до этого ещё 2006го года, НО. Этот ГОСТ был для машиностроения, не знаю применялся ли он там как-то или нет, но правил по приёму строительной проектной документации в электронном виде на госэкспертизу и в другие гос органы не было. Поэтому, хоть теоретически возможность оформить документацию в электронке и существовала, но практически такое оформление экспертиза принять не могла, поскольку у неё просто не было установленного законодательно механизма по приёму такой документации. Итак, условно с 2008 года у нас уже есть возможность оформлять документацию в электронке, а правил оформления ещё нет и появятся они только в 2017г (783/пр). Что происходит за 10 лет? Происходит то, что мы, проектировщики, начинаем вставлять сканы подписей (или подписи отрисованные по скану в автокаде) в штампы документации, а экспертиза начинает принимать такой вариант просто по факту, потому что других установленных вариантов нет, а он бумаги отказываться уже нужно. И вот за условно 10 лет все привыкли к такому положению вещей и как-то перестали серьёзно относиться к подписи, когда её можно, уже даже средствами пдф-редакторов, а не фотошопа, скопировать откуда угодно и прилепить куда угодно. Но всё это время, такие печати и подписи, вставленные в пдф-документах, всегда были просто картинками, никакой юридической нагрузки такая картинка не несёт! Повторюсь - все просто привыкли к такому положению вещей. Можно сказать, что культура отношения к личной подписи, как к чему-то значимому, в нашей области утратилась за это время.

Текущая ситуация с подписанием

Но с появлением УКЭП и 783/пр, она опять восстанавливается. УКЭП это, так сказать, следующий уровень личной подписи. Это та же личная, собственноручная подпись под документом, но только ещё с указанием внутри ваших данных, по которым вас точно можно будет найти на протяжении всего времени существования электронного документа с вашей подписью. При этом, на бумажном документе ваше подпись можно подделать или подправить сам документ, на котором стоит ваша подпись, а УКЭП, кроме непосредственно подписи ещё и удостоверяет тот факт, что после того как вы подписали документ он не изменялся. Ещё раз, УКЭП позволяет установить то, что документ подписали именно вы (с возможностью найти именно вас по паспортным данным) и то, что после подписания документ не менялся или менялся. Это про подпись физлица. А УКЭП директора организации — это как ручная подпись с печатью. Использование УКЭП на документах имеет юридическую силу ручной подписи физ лица или подписи/печати организации. Ссылку на соответствующую статью гражданского кодекса дадим под роликом в описании.

Таким образом с введением 783/пр значение подписи на документах не только вернулось к тому, которое было в докомпьютерную эру, но даже усилилось, так как теперь точно позволяет установить кто именно подписал и менялся ли документ после подписания. Плюс к этому нужно помнить, что проектная документация, со всеми подписями будет вечно храниться в системе ГИС ЕГРЗ, так что найти вас по подписи и связать с подписанными документами можно будет в любое время, теоретически. Так что подписание УКЭП это уже не скан подписи, это серьёзное, юридически значимое мероприятие. И необходимо относиться серьёзно к своей УКЭП, то есть никому её не передавать без крайней необходимости и тд. Отдать кому-то УКЭП и разрешить кому-то расписаться за вас это совсем не одно и то же. Если за вас кто-то где-то расписался, то там, в случае чего, можно доказать, что подпись не ваша, если там не старались подделывать, то даже никакая экспертиза не потребуется. А вот если кто-то подписал что-то вашим УКЭП, то это уже железно подписали вы, я правда не в курсе есть ли какая-то судебная практика по этому поводу, но думаю, что в таком случае доказывать, что ваша УКЭП была у кого-то и подписали без вашего ведома будет весьма проблематично, если вообще возможно.

Кто за что отвечает

С возросшей юридической значимостью УКЭП по сравнению с простой ручной подписью разобрались. Теперь про то как закрепляется ответственность участников процесса. На текущий момент есть 2 основных документа, в которых написано кто что должен подписывать. Это 783/пр и 145 постановление о государственной экспертизе, конкретно пункт 13 этого постановления. Конкретно по каждому документу есть разбор в другом видео, ссылку дадим в описании под видео, а сейчас просто в общем скажу. Проектировщики подписывают УКЭП свои разделы ПД, заявитель подписывает ИУЛы и прилагаемую документацию, эксперты подписывают заключение. Таким образом удостоверяется то, что именно эти проектировщики сделали именно этот раздел ПД и он не менялся, после того как был выдан застройщику или тех заказчику. То есть, если всё правильно оформлено, то сказать, что заказчику дали один раздел, а до экспертизы он донёс другой уже вообще не получится никак. УКЭП заявителя на ИУЛах и прилагаемой документации закрепляет за ним ответственность за то, что ИУЛы и исходка являются подлинными. Экспертиза не прокурор, и не проверяет подделали ТУ или градплан или нет. На ТУ стоит УКЭП заявителя, и, если ТУ "отфотошопили", то вопросы в суде будут задавать не экспертизе, а заявителю и он не сможет сказать, что он принёс на экспертизу подлинные ТУ, а экспертиза или проектировщики чего-то там намухлевали. Соответственно эксперт, подписав УКЭПом заключение, уже не сможет сказать, что кто-то подделал его подпись.

Неочевидные моменты для проектировщиков

Сразу придётся отметить, что, поскольку, все эти изменения про электронный вид документации, довольно свежие, я бы сказал, что нормально описано только оформление документации для передачи на экспертизу и включение документации с заключением в ГИС ЕГРЗ. В то же время есть некоторые неочевидные моменты по работе проектировщиков и экспертов. По проектировщикам: в 145м постановлении заявитель обязан отдельно прикладывать к документации только ТЗ, правда, в личном кабинете для загрузки у госэкспертизы, заявитель должен ещё приложить ту, градплан, и всё это подписать УКЭПом, но всё равно могут остаться какие-то ещё документы, относящиеся к исходке без подписи заявителя. У негос экспертиз, если нет личного кабинета, то от заявителя могут потребовать только ТЗ с подписью и всё. Чем это чревато для проектировщика? Тем, что, в случае чего, именно проектировщик несёт ответственность за отфотошопленный градплан, ту и другую исходку, включённую в пояснительную записку (на которой должна быть УКЭП проектировщика). Чтобы не нести за это ответственность, проектировщику необходимо брать в работу исходку с УКЭП заказчика и хранить её в своём электронном архиве. Тогда, если вдруг будут какие-то разбирательства и возникнут сомнения в подлинности документов исходки проектировщик сможет показать предоставленную исходку с УКЭП заказчика и, соответственно, отвечать за подлинность будет уже заказчик. А вообще в некоторых регионах градпланы уже выдают сразу в электронке с УКЭПом выдавшей организации, такой документ уже не нужно подписывать заявителем. Со временем всю исходку будут давать сразу с УКЭПами, но пока есть бумажные варианты, самый надёжный способ не брать на себя лишнюю ответственность — это требовать подписывать УКЭПом входящие документы. Это я говорю про полностью электронный документооборот. В бумаге можно брать копии документов с печатью и подписью копия верна, но тогда придётся хранить эти бумажки где-то в шкафу в папке.

Отсутствие связи проверенного раздела с подписью эксперта

Если в, так сказать, жизненном цикле проектной документации от получения документации до захода на экспертизу "все ходы записаны" по средствам проставления УКЭП на документах, то в работе экспертов есть некоторая "дырка". Получается, что эксперту на проверку приходит юридически значимый раздел, оформленный по 783/пр, а своим УКЭП эксперт подписывает заключение, то есть документ никак не связанный с разделом. При чём, если по старым правилам оформления заключения эксперту нужно было делать описательную часть по каждому представленному разделу проектной документации, то сейчас экспертизе нужно просто описать основные технические решения (слова "по каждому из разделов" из постановления убрали). То есть по отдельному разделу можно вообще ничего не писать. И получается, что эксперт раздел проверил, но то что именно этот эксперт проверил именно этот раздел электронно нигде не отражается и в ГИС ЕГРЗ не попадает. Так то экспертная организация несёт ответственность за полноту и достоверность сведений, загруженных в ГИС ЕГРЗ, но конкретной связки эксперта с разделом пока нет. Получается, что этот момент остаётся чисто на доверии эксперта организации. И, хоть в принципе заключение по разделу можно и не писать, но, если есть сомнения в том, что могут в ГИС ЕГРЗ подгрузить не то, что проверил и одобрил эксперт, то для эксперта всё ещё есть смысл копипастить текстовую часть в заключение, чтобы, в случае чего не доказывать, что он проверял не то, что было загружено. И/или сохранять переписку с экспертной организацией.

Возвращаясь к значимости УКЭП, надеюсь я Вас убедил, что УКЭП гораздо серьёзней ручной подписи и введение порядка оформления документации с использованием УКЭП как никогда закрепляет ответственность участников процесса и возможность найти и задать вопросы участникам по прошествии любого времени.

С уважением, администратор форума, Булгаков Анатолий
https://www.youtube.com/channel/UCIvjeK ... 1KZbHLh37w

Ответить